ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ? ВИДЫ ГОТОВНОСТИ, КРИТЕРИИ
И РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Подготовка детей к школе — это
ответственный момент. Многие родители спрашивают, что сделать, чтобы ребёнок
хорошо адаптировался к новым условиям в школе? Выделяют три основные линии, по
которым должна вестись подготовка к школе.
1. Общее развитие
К тому времени, когда ребенок станет
школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в
первую очередь о развитии памяти, внимания и интеллекта. И здесь нас интересует
как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение действовать во
внутреннем плане или, иными словами, производить некоторые действия в уме.
2. Воспитание умения произвольно
управлять собой
У ребенка дошкольного возраста яркое
восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно
управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях
запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не
предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но
сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него
непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно
необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение, более
широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо,
хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.
3. Формирование мотивов, побуждающих к
учению
Имеется в виду не тот естественный
интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о
воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать
побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Эти
три параметра очень важны для успешной учебы в школе.
СТОРОНЫ
ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ:
Можно
выделять отдельные стороны готовности к школе:
- Физическая
готовность —
общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный
тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие
нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста.
Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и
пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и
уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
- Интеллектуальная
готовность. В
содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас,
кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных
процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы
наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее
в самостоятельную цель деятельности.
- Личностная
и социально-психологическая готовность. Под личностной и
социально-психологической готовностью понимают сформированность новой
социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы
нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности
поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
·
Эмоционально-волевая готовность. Эмоционально-волевую
готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение,
намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать
препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.
Критерии подготовленности ребенка к
школе:
- нормальное
физическое развитие и координация движений —
достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к
выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность
движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;
- желание
учиться —
наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому
делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным
занятиям;
- управление
своим поведением —
произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую
возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке;
- владение
приемами умственной деятельности — предполагает определенный
уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация
восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те
или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами
осмысленного запоминания материала;
- проявление
самостоятельности — стремление искать способы решения
и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные
пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической
деятельности без посторонней помощи;
- отношение к
товарищам и взрослым — умение работать в коллективе, считаться
с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со
сверстниками и взрослыми;
- отношение к
труду —
предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для
себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого
поручения;
- умение
ориентироваться в пространстве и тетради — связан с
ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием
чувственного опыта, глазомера.
В 6-7-летнем
возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают
определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить
его запас знаний и отношение к школе.
- Назови свою
фамилию, имя, отчество.
- Назови
фамилию, имя, отчество мамы, папы.
- Сколько
тебе лет? Когда ты родился?
- Как
называется город, в котором ты живешь?
- Где ты
живешь? Назови свой домашний адрес.
- Кем
работают твои родители?
- У тебя есть
сестра, брат?
- Как зовут
твоих друзей?
- В какие
игры вы с друзьями играете зимой, летом?
- Какие имена
девочек (мальчиков) ты знаешь?
- Назови дни
недели, времена года.
- Какое
сейчас время года?
- Чем
отличается зима от лета?
- В какое
время года на деревьях появляются листья?
- Как
называется планета, на которой мы живем?
- Как
называется спутник Земли?
- Каких
домашних животных ты знаешь?
- Как
называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
- Чем
отличается город от деревни?
- Чем
отличаются дикие животные от домашних?
- Чем
отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
- Ты хочешь учиться
в школе?
- Где лучше
учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
- Зачем надо
учиться?
- Какие профессии ты знаешь?
- Что делает
врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
- Кем ты
хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?
Оценка
результатов
- Правильными
считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу
зовут Иванов Сергей Иванович.
- Неправильными
считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.
Если
ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком
уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.
Рекомендации родителям дошкольника:
Чтобы
ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в
школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь, пожалуйста,
к следующим рекомендациям:
- Не будьте
слишком требовательны к ребенку. Не спрашивайте с ребенка все и сразу.
Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и
познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные
качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются
сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою
деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со
стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.
- Ребенок
имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе
и взрослым. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то
не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то,
что ничего не может. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на
неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый, даже
совсем крошечный успех.
- Следите,
чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной. Помогая ребенку выполнять
задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет
думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не
думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему
незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
- Не
пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего
ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если вы
видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к
специалистам: логопеду, психологу и другим.
- Учеба
должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку
небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в
цирк, музей, парк и т.д. Повод для этого придумать совсем не сложно.
Радуйтесь его успехам. Пусть у вас и вашего ребенка будет хорошее
настроение.
- Уже сейчас
постарайтесь постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня
школьника. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился
спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем
воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном
подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной
традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.
- Питание
должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы. Наблюдайте, как ребенок реагирует на
различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в
общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими
желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все
будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание
ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в
магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на
свой проигрыш в игре и т.п.
- Обеспечьте
для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое
время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и
порисовать и т.д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок
самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.
- Если
ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему
несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но
все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение
пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
- Чтобы
ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши
словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими,
доброжелательными, немногословными, спокойными. Больше говорите с ребенком
для того, чтобы он, во-первых, чаще слышал правильную, четкую,
неторопливую, выразительную речь взрослого, которая является для него
образцом, а во-вторых, чтобы развивать активную речь будущего первоклассника.
Необходимо добиваться полных ответов на ваши вопросы, стараться
дослушивать до конца, иногда специально изображать непонимание, чтобы
ребенок более четко и подробно вам что-либо объяснил. Понимание с
полуслова или даже с жеста не очень полезно для развития речи ребенка.
- Если
ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы
заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь
придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что
лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т.п. Будьте терпеливы к
капризам. Постарайтесь фиксировать внимание ребенка на том, что он видит
вокруг себя. Приучайте его рассказывать о своих впечатлениях. Добивайтесь
подробных и развернутых рассказов. Чаще читайте ребенку детские книги и
обсуждайте с ним прочитанное.
- Можно
играть в такую игру. Ребенок загадывает какой-то предмет и начинает его
описывать, при этом, не называя его. Вы должны отгадать, что это. В идеале
ребенок должен описать предмет по следующим параметрам: цвет, форма,
размер, материал, к какому классу предметов относится.
- Обеспечьте
ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша
окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.
- Рассказывайте
ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс,
просматривайте вместе свои школьные фотографии.
- Формируйте
у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много
друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать
его двойками, наказанием за плохое поведение и т.п.
- Обратите
внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова:
здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т.п. Если нет, то,
возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку
команды: принеси то, сделай это, убери на место, а превратить их в
вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить
своих родителей. Если вы используете при ребенке ненормативную лексику,
если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут
жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на
других детей.
- Научите
ребенка правильно реагировать на неудачи. Ваш ребенок оказался в игре
последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите
ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но
немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый,
а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. После
игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные
игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
- Постарайтесь,
достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего
брата или сестры, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже
если они в его пользу!). Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими
детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в
себе.
- Стремитесь
сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
- Если
ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с
основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень
подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка.
Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон
белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не
повторяйте.
- Ребенок
помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре
глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите:
сколько ложек тебе понадобится?
- Ребенок
готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой
крючок, выключить свет в ванной.
- Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
- И последнее
одно из самых важных: развитие тонкой моторики, двигательных навыков
кисти.
Комментариев нет:
Отправить комментарий